Деловая сеть Липецк
Компании:7 220 (+1)
Товары и услуги:5 304 (+22)
Статьи и публикации:367
Тендеры и вакансии:89

Моторная алалия или почему ребенок предпочитает "птичий язык"

24.08.2014
Моторная алалия определяется как состояние, обусловленное очаговым недоразвитием или ранним поражением моторной речевой зоны больших полушарий головного мозга.

Моторная алалия

Подготовила Наталья Ильина

Моторная алалия определяется как состояние, обусловленное очаговым недоразвитием или ранним поражением моторной речевой зоны больших полушарий головного мозга.
Алалия наблюдается у детей с сохранным периферическим слухом и артикуляционным аппаратом, имеющих достаточные для развития речи интеллектуальные возможности.
Нельзя считать алалию вполне определенным однородным нарушением, вернее, это собирательный термин для ряда состояний с различной картиной проявлений (и различной мозговой локализацией), общим для которых является патологическое развитие моторной речи.
Тяжесть алалии может быть различной. В одних случаях ребенок, после 5-6 лет, начинает говорить, т.е. дело идет о сравнительно небольшой задержке развития речи, в других - при отсутствии специального обучения он остается немым до 12-13 лет, и позже овладевает только очень неполноценной и бедной речью.
Алалию нельзя рассматривать просто, как задержку развития речи. Показано, что речь, возникшая с запозданием и в дальнейшем развивается несколько своеобразным путем.
Схематизируя результаты наблюдений, можно сказать, что развитие речи алалика проходит, обычно, три этапа. На первом - ребенок владеет немногими словами, часть которых имеет характер детского лепета (ням-ням, тпру и т.д.). Пытаясь изъясниться с окружающими, он прибегает к мимике и жестам. Интересно, что некоторые мимические реакции принимают постоянное значение, становясь, таким образом, как бы мимическим словом.
На втором этапе - слов в распоряжении ребенка больше, но слова эти часто сильно искажены. Искажение слов заключается или в пропускании ряда звуков, трудных для произношения и частичной замене их другими (что имеет место у каждого косноязычного), или в перестановке слогов ("ломоко" вместо молоко), что очень характерно именно для алаликов.
В некоторых случаях ребенок называет только первый слог слова: "мо" - молоко, в других же договаривает слова до конца.
Нередко, на этом этапе появляется фраза из 2-3 слов, но построение фразы своеобразное: часть слов заменяется мимикой, падежные окончания отсутствуют, имеет место аграмматизм.
Вот типичные фразы: "Коля пить молоко", "Мальчик Миша паф я" (мальчик хочет Мишку убить и взять себе).
Самым примечательным на этом этапе является наличие аграмматизма. В речи почти каждого ребенка, обучающегося говорить, могут встретиться грамматические ошибки в виде неправильных окончаний, ошибок в склонении, спряжении, в употреблении единственного и множественного числа и т.д. Однако, обычно, подобный аграмматизм наблюдается на самых ранних этапах развития речи, а затем, по мере увеличения словаря, ребенок быстро и незаметно овладевает правильным строем речи. Обиходная речь 3-4-летнего нормально развивающегося ребенка, обычно, мало отличается в грамматическом отношении от речи окружающих. Речь алалика, уже владеющего богатым запасом слов, зачастую характеризуется не наличием отдельных грамматических ошибок, а полнейшим аграмматизмом: он употребляет все существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенном наклонении. Предлоги и союзы чаще всего совсем отсутствуют.
Распределение слов в предложении также своеобразно. Особенности синтаксиса алалика объясняются отчасти тем, что он перерастает свои речевые возможности: мысли 7-летнего, а тем более 11-13-летнего ребенка, облеченные в словарь двухлетнего, естественно обусловливают своеобразие стиля, хотя это и не является единственной причиной. Как бы то ни было, аграмматизм алалика изживается медленно и трудно.
Надо добавить, что и на этом этапе часто сохраняются слова, характерные для первого детского лепета.
На третьем этапе развития речи алалик обладает уже довольно богатым запасом слов, значение которых уточнилось и специализировалось: лепетные слова исчезают, искажений становится меньше. Аграмматизм несколько сглаживается, в речи появляются предлоги, приставки, союзы. Часто, на этом этапе алалик правильно формулирует короткие фразы бытового значения. Однако полного овладения речью еще нет. Стоит предложить ребенку рассказать о прочитанном, виденном в кино или пережитом, как вновь обнаруживается речевая беспомощность, почти полная невозможность формулировать мысли в связной форме. В этих трудных условиях вновь оживает мимика и появляется аграмматизм.
Можно ли считать, что речь каждого алалика непременно должна пройти все упомянутые этапы? Конечно, нет. Развитие речи идет различными путями: в одних случаях, ребенок долго не начинает говорить, а затем, как бы внезапно, речь его начинает бурно развиваться и скоро становится правильной; в других - первые слова появляются рано, но речь долгое время остается бедной словами и аграмматичной. Возможны и другие варианты. Однако, постоянным и общим для всех является только то, что в начале выступает на первый план бедность словарного запаса, затем аграмматизм, искажение слов, позже неумение оперировать словами, затруднения в связной речи.
Организация обучения
Спонтанная ликвидация моторной алалии хотя и встречается в ряде случаев, однако, нередко наступает так поздно, что обучение ребенка в массовой школе становится невозможным. Кроме того, даже сравнительно небольшое запоздание в развитии речи оставляет след на развитии ребенка, тормозит формирование интеллекта, искривляет характер. Нельзя забывать об осложнениях алалии (дисграфии, заикании), которые в ряде случаев могли бы быть предотвращены своевременно принятыми мерами. Все это диктует необходимость организации специального обучения для моторных алаликов.
Литература
Трауготт Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Хрестоматия по логопедии, том II / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М., 1997.

посмотреть все (8)

Другие статьи и публикации компании:

О профилактике ЗПР (задержке психического развития)
10.08.2014
Скоро 1-ое сентября, а ваш ребенок отказывается идти в школу? О перечне возможных проблем и способах их решения и повествует эта статья.
07.08.2014
Не стоит паниковать, если года в три ваш малыш не произносит эту коварную букву. У всех детей в начале возникают проблемы, они стараются заменять слова в которых есть буква «Р».
07.08.2014
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
24.08.2014
Что такое - ЗПР? Споры вокруг проблемы ЗПР ведутся постоянно. Ведь все отклонения в психическом развитии могут иметь множество различных причин. И каждая из них – индивидуально разрешима.
10.08.2014
Кто они, дети с задержкой психического развития?
16.08.2014

Статьи и публикации других компаний:

Английский язык для детей и взрослых Любой уровень сложности для детей и взрослых, в группах и индивидуально: Подготовка к сдаче международного экзамена PTE.
18.08.2014
Логопед- дефектолог проводит занятия для дошкольников и младших школьников по коррекции нарушений звукопроизношения, чтения и письма, развитию речи, повышение грамотности
16.12.2013
Общая подготовка Ответы на эти вопросы должен знать каждый ребёнок
17.01.2014
Подготовка детей от 4 лет к обучению в школе по программе "Школа 2100"
18.08.2014
Информация о продавце
  • +7 (905) 855-50-56
  • Индустриальная, д.21
Услуги логопедов, дефектологов, развивающие и коррекционные занятия для детей ЗПР, ЗРР, СДВГ, РДА, ДЦП. Помощь при алалии, дислексии, дисграфии. Подготовка к школе. Уроки рисования. Индивидуально.
×